Всё о трансмиссионных маслах

Трансмиссионные масла применяются в механических и автоматических коробках передач, в раздаточных коробках, дифференциалах, механизмах рулевого управления и муфтах полного привода. В таких агрегатах вращающий момент передается зубчатыми парами (косозубые и прямозубые, конические, спирально-конические, червячные и гипоидные передачи).
Вид такой передачи и особенности конструкции узла определяют требования к смазочным материалам, которыми и являются трансмиссионные масла. Любые передачи и подшипники в механических агрегатах, как правило, смазываются погружением в масло и разбрызгиванием, но есть тяжелонагруженные сложные конструкции, где подобной смазки недостаточно. В такие узлы масло подают под давлением.
Необходимо отметить, что в некоторых автомобильных МКПП может использоваться обычное моторное масло. Какое именно масло используется в КПП вашего автомобиля можете узнать в сервисной книге или на сайте автопроизводителя. В отличие от моторных масел, трансмиссионные жидкости меняются не так часто (раз в 50 — 70 тыс. км.), но их своевременная замена продлевает срок эксплуатации любого автомобиля.
Трансмиссионные масла выполняют следующие функции:
- Снижение потерь на трение и предотвращение износа деталей.
- Отведение тепла от поверхностей трения и защита от коррозии.
- Снижение ударных нагрузок на шестерни.
- Уменьшение вибрации и шумов.
- Удаление продуктов износа при замене масла.
Чтобы не нарушалась пленка, трансмиссионные масла должны сохранять стабильно — высокую вязкость при рабочих температурах 80°С — 120°С (температура масла в местах контакта зубьев достигает 200°С). В тоже время масло не должно быть слишком вязким при низкой температуре окружающей среды, иначе, в начале движения автомобиля загустевшее масло будет препятствовать свободному вращению шестерен. Требования довольно противоречивые, но таковы реалии.
В соответствии с предъявляемыми требованиями, трансмиссионное масло должны обладать высокими антиокислительными, противоизносными, антикоррозионными и антипенными свойствами. Вязкостно — температурные свойства трансмиссионных масел определяются по стандарту SAE.
Международная классификация по вязкости SAE J306 (Society of Automotive Engineers) делит трансмиссионные масла на семь классов по вязкости: четыре с индексом «W» (Winter) — зимних: SAE 70W, SAE 75W, SAE 80W, SAE 85W. Чем меньше цифра, тем при более низкой температуре масло сохраняет свои рабочие характеристики. И три класса летних: они обозначаются цифрами: SAE 90, SAE 140 и SAE 250. Чем выше цифра, тем при более высокой температуре масло сохраняет свою работоспособность. Если масло всесезонное, то у него двойная маркировка, например: SAE 80W-90, SAE 75W-90, SAE 75w-140.
Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел определяются классификацией API и делятся на несколько групп в соответствии с их областью применения. Классификации для трансмиссионного масла, используемые производителями сегодня:
- GL-4: Предназначены для большинства механических трансмиссий (включая синхронизированные) и гипоидных передач, работающих в условиях умеренных, средних и высоких нагрузок.
- GL-5: Используются для гипоидных передач, работающих при высоких ударных нагрузках. В отличие от масел GL-4, содержат больше противозадирных присадок.
- GL-6: Категория для гипоидных передач, работающих при экстремальных нагрузках.
Масла для автоматических коробок передач.
В автоматических коробках передач, где крутящий момент передается посредством самого масла (в гидромеханических передачах масло является рабочим телом), используются несколько иные трансмиссионные масла. И к ним предъявляются строгие требования по вязкости, антифрикционным, противоизносным и антиокислительным свойствам. Это связано с тем, что автоматические коробки включают в себя различные узлы: гидротрансформатор, планетарный редуктор, фрикционные и обгонные муфты, гидравлический блок управления (гидроблок) и электронная система управления. В АКПП имеются совершенно разные пары трения: сталь — металлокерамика — бронза — композит — фрикцион и другие. Вследствие этого, функции масла, имеют более широкий диапазон. Оно смазывает, охлаждает, сопротивляется трению и передает крутящий момент.
Динамические нагрузки в гидромеханических передачах меньше, чем в МКПП, из-за отсутствия жесткой связи между двигателем и трансмиссией. Но температура и высокие скорости движения потоков масла в гидротрансформаторе вызывают аэрацию, которая приводит к вспениванию. Что в свою очередь создает благоприятные условия для окисления масла и коррозии металлов. Рабочая температура масла в картере АКПП составляет от 80°С до 120°С, а при интенсивном городском движении достигает и 140°С. В таких условиях жидкость АКПП должна не только сохранять свои эксплуатационные свойства и защищать пары трения, но и обеспечивать высокую производительность трансмиссии.
В предыдущих статьях, посвященных АКПП, мы рассказывали, что масла этой группы называются Automatic Transmission Fluid (ATF) — жидкость для автоматических трансмиссий. Эти масла выпускаются под своими индексами, наиболее распространенные из которых — Dexron и Mercon. (О жидкостях, которые использовались до 1990 года, даже не будем упоминать). Все ATF представляют собой минеральные, полусинтетические и синтетические масла с хорошей низкотемпературной текучестью и низкой вязкостью. Тип масла подбирается в зависимости от рекомендаций автопроизводителя. Dexron и Mercon, по-прежнему широко применяются и в настоящее время имеют различные модификации (Dexron II, II-D, II-Е и Dexron III, III-H, III-G). Индекс «D» — масло минеральное, а индекс «Е» — масло синтетическое. Dexron III, III-H, III-G и Mercon-V представляет собой, как правило, универсальное полусинтетическое масло.
В отличие от масел для механических КПП, жидкости для АКПП, не имеют жестких международных стандартов, хотя некоторые из них привязаны к SAE и API. Ведущие автопроизводители разработали собственные требования и спецификации к ATF. У General Motors — Dexron II, III, VI. Нормы компании Ford обозначаются как Mercon, Mercon-V. Спецификации Daimler Chrysler — МВ 236.12, 236.14, 236.15, 236.17. Volkswagen ATF имеет спецификации: TL 52162, LT 71141, TL 52182, G055025. Типы ATF для Toyota: Type T-IV, WS, CVT Fluid TC. Спецификации ATF Honda: Z1, DW-1, HMMF, HCF-2. Стандарт ATF Mazda: M-V, FZ. Типы ATF Mitsubishi: SP-III, SP-IV, CVT Fluid J4. Типы ATF Subaru: HP/PS, i-CVT FG. Допуски Aisin: JWS 3309, JWS 3324, AW-1.
При этом, многие из данных продуктов могут быть взаимозаменяемыми, (если на упаковке стоит соответствующий допуск), хотя в каждом таком случае, желательно получить консультацию у технического специалиста СТО.
Помимо распространенных требований Ford и GM, при обозначении стандарта масел для АКПП, также используются спецификации компаний: Allison, Aisin, ZF, Voith.


