Увеличенный расход масла в двигателе


Как правило, любого автомобилиста, беспокоит повышенный расход масла. Особенно, когда это происходит на «ремонтном» или почти новом моторе. В этой статье мы попытаемся назвать все причины, по которым это может происходить в ДВС.

1. Загрязненность всасываемого воздуха.

Всасываемый воздух проходит долгий путь к камере сгорания. На этом пути расположено большое количество точек соединения, имеющих уплотнения или резиновые шланги. Если они становятся пористыми или негерметичными, то через эти точки всасывается загрязненный воздух, который попадает в камеру сгорания. То же происходит при недостаточной фильтрации впускаемого воздуха из-за отсутствующих или дефектных воздушных фильтров. Попадающие в двигатель частицы пыли вызывают смешанное трение и, как следствие, повышенный износ на рабочей поверхности цилиндров, поршнях и поршневых кольцах. Результатом является повышенный расход масла.

2. Износ уплотнения стержня клапана (сальники клапанов) и направляющих втулок.

Задачей маслосъемного сальника ножки клапана является предотвращение попадания масла в зону направляющей клапана. Если зазор между направляющей и стержнем клапана слишком большой или сальник стержня клапана был поврежден при монтаже, то в этом месте будет вытекать масло, попадая при этом в камеру сгорания. При каждом ремонте необходимо заменять эти сальники, потому что после длительной эксплуатации резиновый уплотнитель изнашивается и теряет свою эластичность.

3. Избыточное давление в картере.

Во всех двигателях наблюдается прорыв газов. Это газы сгорания, попадающие в результате высокого давления сгорания мимо поршневых колец в картер двигателя. Если в результате износа поршней, колец и клапанов прорыв газов выше обычного, то в картере двигателя может возникнуть настолько высокое давление, что масло во всем двигателе просачивается, через резиновые уплотнения.

Наглядным примером являются сальники стержней клапанов, которые при высоком избыточном давлении испытывают значительную нагрузку. Вследствие этого в систему впуска или выпуска вдоль направляющей клапана продавливается еще больше масла. В исправных двигателях повышение давления в картере может возникнуть из-за дефекта клапана выпуска воздуха из картера. С большим количеством прорывающихся газов может уходить и масляный туман. Из-за большого прорыва газов, большое количество масляного тумана транспортируется к системе впуска, через которую масло попадает в камеру сгорания.

4. Слишком высокий уровень масла.

Масляный туман образуется в результате вращения коленчатого вала в масле, а слишком высокий уровень масла может приводить к образованию масляной пены. Вместе с прорываемыми газами эта пена и растущий объем масляного тумана поднимается через систему вентиляции к системе впуска. Если нет масляного сепаратора, то пена попадает в камеру сгорания. Но и в двигателях со сложными системами отделения масла система может стать неработоспособной из-за поднимающейся масляной пены.

5. Нарушение режима сгорания или перелив топлива.

В результате нарушений режима сгорания или переполнения топливом камеры сгорания, остается несгоревшее топливо. Если это топливо отлагается на стенках цилиндра, растворяя масляную пленку, возникает полусухое трение, что приводит к быстрому износу деталей цилиндрово-поршневой группы. Часть несгоревшего топлива в виде газов попадает в картер двигателя, температура которого намного ниже, конденсируется там и перемешивается с моторным маслом. Это приводит к уменьшению вязкости моторного масла, образованию шламов, забивающих масляные каналы. Возможные причины: слишком богатая смесь, дефект турбонагнетателя, неправильная установка момента зажигания, нарушения работы системы зажигания, дефектные распылители форсунок, дефектные ТНВД.

6. Увеличенные сроки техобслуживания.

При не соблюдении рекомендованной изготовителем транспорта периодичности ТО, загрязненное масло в двигателе находиться в течение длительного времени. А в процессе работы пакет масляных присадок постепенно расходуется и эффект смазки понижается, вследствие этого возникает риск повышенного износа материалов.

7. Использование некачественных моторных масел.

Надежная работа двигателя не может быть обеспечена, при использовании некачественных или неподходящих видов масла. Износ двигателя повышается, например, при запуске холодного двигателя, или в режиме высоких температур и т. д. Масло должно соответствовать рекомендациям производителя транспортного средства по вязкости и эксплуатационным свойствам, либо превосходить их.

8. Дефекты уплотняемых поверхностей.

В результате поврежденных уплотнительных поверхностей, после затяжки деталей, между уплотнителем и уплотнительной поверхностью остаются зазоры, через которые масло или охлаждающая жидкость может вытечь или попасть в камеру сгорания.

9. Дефектный вакуумный насос.

Дефектная мембрана вакуумного насоса может привести к попаданию моторного масла в вакуумную систему. Это моторное масло остается в вакуумной системе и может привести к отказу деталей двигателя.

10. Слишком высокое давление масла.

При слишком высоком давлении масла — уплотнительные поверхности не выдерживают. Возможные причины: загрязнения могут забить масляные каналы и фильтры, дефектный обратный масляный клапан и редукционный клапан, забитый масляный фильтр или перепускной клапан, использование неподходящих деталей.

11. Применение неправильного, избыточного или оставшегося незамеченным уплотнительного материала.

Уплотнительные массы (герметики, прокладки) являются конструктивными элементами двигателя, которые не выступают на первый план, но обеспечивают герметизацию различных систем, как относительно окружающей среды, так и между собой. Эти материалы должны выдерживать максимальные нагрузки, не теряя своих свойств, хотя чрезмерное нанесение герметика может вызывать утечки. Остатки уплотнительной массы, выдавливаемые из уплотняемых поверхностей в пространство двигателя, могут загрязнить или забить масляные каналы или водяные контуры. По этой причине некоторые современные уплотнительные материалы растворяются, если входят в контакт с маслом.

12. Инородные тела на поверхностях уплотнения.

Инородные тела между уплотнением и конструктивным элементом не позволяют установить правильную посадку. В худшем случае это вызывает перекос в конструктивных элементах. Однако, намного выше опасность возникновения утечки из-за более низкого удельного давления в плоских уплотнениях. Если уплотнительное средство наносится на неочищенные поверхности, то в этих местах из-за некачественного соединения могут возникнуть утечки масла. Поэтому перед сборкой необходимо особенно тщательно очистить все важные детали – головка цилиндров, масляный картер, клапанная крышка и т.д.

13. Слишком большой зазор подшипника в турбонагнетателе.

В случае износа подшипников скольжения турбонагнетателя точная герметизация уплотнений большого колеса турбонагнетателя невозможна из-за увеличенного зазора. Моторное масло всасывается и сгорает в камере сгорания. Подшипники турбонагнентателя при эксплуатации подвергаются высоким нагрузкам. Износ возникает, как правило, в результате большого пробега двигателя, загрязненного или неправильно подобранного моторного масла или недостаточной смазки.

14. Забитая обратная линия масла в турбонагнетателе.

Если температура обратной масляной линии от турбонагнетателя к блоку двигателя слишком высока, то происходит нагарообразование масла в линии. Причиной такого перегрева может быть качество масла или недостаточное общее охлаждение двигателя. Нагарообразование препятствует стоку масла к масляному картеру. В результате создается высокое давление масла, что приводит к утечкам масла на подшипниках рабочего колеса турбонагнетателя. Попавшее в систему впуска масло, всасывается вместе с выпускаемым воздухом в камеру сгорания и сжигается. Причиной перегрева часто являются неправильно проложенные масляные линии, (проходящие, например, слишком близко к выпускному коллектору), или неизолированные.

15. Поломанные, зажатые, неправильно установленные кольца.

Поршневые кольца, являются решающими конструктивными элементами в работе двигателя. Основная задача поршневых колец состоит в герметизации камеры сгорания относительно картера двигателя. При неправильном монтаже колец, они не могут выполнять свои функции. Масло не снимается со стенок цилиндров и попадает в камеру сгорания. Возможные причины: поломанные поршневые кольца, заклиненные поршневые кольца, неправильно установленные поршневые кольца (верхние и нижние поверхности колец отличаются), чрезмерное натяжение при монтаже, неправильно установленные маслосъемные кольца.

16. Негерметичность уплотнительных сальников.

Радиальные уплотнительные кольца вала (сальники) состоят из пластмассового компаунда, в который вложенная пружина из коррозионно-стойкой, высококачественной стали. Эта пружина обеспечивает высокую и длительную эластичность, заданные усилия уплотнения, компенсирует поток в холодном состоянии и износ уплотнительной губки. Для функционирования уплотнительного кольца пружина должна быть правильно вставлена. Решающим для герметичности является состояние работающего вала. Если вал имеет биение или следы износа на уплотнительной поверхности кольца, то предварительное натяжение уплотнительной пружины недостаточно для герметизации. В этом случае, уплотнения, как правило, не выдерживают повышенного давления масла и приводят к его утечкам.

17. Износ ТНВД.

В 24 % всех случаев, причиной повышенного расхода масла является износ рядных топливных насосов высокого давления (ТНВД). Смазка движущихся деталей рядного ТНВД осуществляется, как правило, через масляный контур двигателя. В случае износа элементов ТНВД, при движении поршней насоса вниз, моторное масло проникает в рабочие пространства элементов насоса. Здесь моторное масло перемешивается с дизтопливом, вместе с ним впрыскивается в камеру сгорания и там сгорает. При проведении работ по ремонту дизельных двигателей с рядными ТНВД, всегда рекомендуется подвергнуть контролю сам ТНВД.

18. Неправильная сборка головки блока цилиндров.

Неправильный монтаж головки блока может вызвать перекос, в результате которого в зоне камеры сгорания могут возникнуть негерметичные места на пути масляного контура. Тогда на уплотнении головки блока цилиндров масло попадает через каналы в камеру сгорания. С целью предотвращения перекоса необходимо соблюдать последовательность и моменты затяжки болтов ГБЦ.

19. Перекос цилиндров.

Перекос цилиндра можно определить по неравномерному пятну контакта с отдельными полированными местами сухой рабочей стенки цилиндра. Неравномерные пятна контакта на наружной стенке цилиндра всегда являются признаком перекоса цилиндра. Поршневые кольца не могут безупречно герметизировать перекошенный цилиндр ни по отношению к маслу, ни по отношению к газам сжигания. Масло не может сниматься маслосъемными кольцами, попадает в камеру сгорания и сжигается там. Одновременно и повышается давление газов в картере двигателя. Возможные причины: неправильная затяжка болтов головки блока цилиндров, отложения и загрязнения в системе охлаждения, неровные плоские поверхности блока цилиндров или головки блока цилиндров, загрязненные или поврежденные резьбы болтов головки блока цилиндров, некачественные уплотнения головки блока цилиндров, контактная коррозия.

20. Перекос или изгиб шатунов.

Шатуны оказывают наибольшее влияние на работу поршней. Отсутствие соосности в результате перекоса или изгиба приводят к качающемуся движению поршней в продольной оси двигателя, которые затем попеременно сталкиваются с цилиндром. Масло проходит через щели, возникающие в результате движения поршней, и проникает в камеру сгорания. В наиболее неблагоприятных случаях создается эффект насоса, из-за которого масло нагнетается вверх еще сильнее.

21. Ошибки при обработке поверхности цилиндров и хонинговании.

Из-за неправильной обработки поверхности цилиндров, масляная пленка между поршневыми кольцами и стенкой цилиндра не создается. Вследствие этого, при непосредственном контакте колец с рабочей поверхностью, возникает высокий износ материалов. Из-за высокого трения, кольца, вместо того чтобы отводить тепло, в соответствии с их задачей, создают его дополнительно. В этом случае масло так же попадает в камеру сгорания и сжигается там. Следовательно, необходимо понимать, что угол хонингования имеет важное значение на качество обработки поверхности цилиндров.