
В этой статье мы попытаемся объяснить неискушенному автолюбителю все плюсы и минусы в промывке двигателя. Начнем с вопроса «Надо ли это вашему двигателю?»
- Если автомобиль накатал больше положенного пробега.
- Если вы не знаете какое масло было залито в двигатель.
- Если масло в двигателе грязное и имеет явно выраженные частицы парафинов и шламов.
Так вот, если хотя бы один из этих трех пунктов имеет место быть, обязательно промойте двигатель.
Второй вопрос: «Как и чем сделать эту промывку?» На сегодняшний день прилавки магазинов переполнены разнообразной продукцией такого плана. На чем же остановить свой выбор? Начнем по порядку.
Наилучшим образом любой двигатель сможет промыть обычное качественное моторное масло. На котором, в отличие от промывочных жидкостей, промывочных концентратов или самого лучшего промывочного масла, можно не только дать двигателю поработать на холостом ходе 10 — 15 минут, а и проехать несколько сотен километров. Следующая схема промывки наилучшая: заливаете стандартное моторное масло в двигатель и проезжаете на нем треть или четверть от рекомендованного срока замены. Если одного раза недостаточно — повторите процедуру.
Таким образом, вы производите мягкую и постепенную промывку двигателя, позволяющую избежать возможных неприятностей, а именно: закупоривание масляных каналов частицами шлама и парафиновыми отложениями, скапливание грязи в районе маслоприемника и его засорение. При такой промывке очистка двигателя происходит постепенно, без возможного риска засорить остатками отложений масляные каналы двигателя. Кстати, при применении агрессивных промывочных жидкостей эта проблема не исключена. После такой процедуры (промывка моторным маслом) можно перейти к замене масла, которое вы планировали использовать в своем двигателе на весь интервал, рекомендованный автопроизводителем.
Остальную продукцию для промывки двигателя можно разделить на три группы:
- Специальные промывочные масла.
- Моющие добавки к моторному маслу — «Пятиминутка».
- Промывочные жидкости.
Промывочное масло заливается в двигатель после слива отработанного моторного масла. В своем составе оно содержит повышенное количество активных моющих присадок и имеет увеличенное щелочное число. Произведено масло промывочное из базовых минеральных масел и как правило, методом гидрокрекинга. После его заливки мотор должен поработать на холостом ходе 10 — 15 минут (без нагрузки). Далее сливаете промывочное масло, меняете фильтр, закручиваете сливную пробку и заливаете в двигатель масло, которое по классу и вязкости рекомендовано автопроизводителем. После использования промывочного масла, вы можете заливать в свой мотор любой тип масла, от минерального до синтетического. Производители промывочного масла это предусматривают и его остатки безвредней, чем остатки любого отработанного масла. Кстати, (для горе-мотористов), которые рассказывают о вреде промывания двигателя. У всех серьезных производителей автомобильных масел: «Agip», «Aral», «Mobil», «Castrol» «Eneos» и т.д. существует линейка промывочных масел. Но даже дилер, представитель бренда не всегда везет оригинальное промывочное масло, по причине того, что стоимость его как правило дороже обычной «минералки».
Способ применения «Пятиминуток» (концентрата моющих присадок) очень простой. Они заливаются непосредственно перед заменой в старое масло, и двигатель работает 10 — 15 минут или от 100 до 200 километров. Промывочная жидкость используется так же, как и промывочное масло.
Но вот что касается промывочных жидкостей и моющих «пятиминуток» (пункт 2 и 3), то здесь не все однозначно. И мы позволим себе присоединится к мнению о вреде промывки двигателя этими материалами. Прежде всего, потому, что произведены они на основе сильных растворителей с добавлением агрессивных моющих присадок, которые не всегда корректно ведут себя в двигателе по отношению к сальниковым и другим уплотнениям. Но главное то, что такие концентраты в действительности отрывают все шламы с внутренних стенок мотора и хорошо если весь этот мусор остановится в масляном фильтре. Кроме того, остаток отработанного масла и этих концентратов в действительности может изменить состав нового, заливаемого после промывки масла. Так как объем не слитого масла с мотора доходит до 0,5 литра, а в некоторых двигателях ситуация сложнее: в их системе имеются радиаторы охлаждения из которых вообще невозможно слить отработку при замене. И старого масла (разбавленного растворителем) в таких двигателях остается до 1 литра.
Немаловажно понимать, что даже очень хорошее промывочное масло способно вымыть только легкие фракции шламов и отложений. Густые скопления парафинов и смолистые отложения можно устранить только механическим образом, а это как минимум снятие поддона двигателя и его клапанной крышки. И если у вас есть обоснованные подозрения на чрезмерную загрязненность двигателя, то в обязательном порядке проделайте такие работы на СТО.
Совсем по другому складывается ситуация при обслуживании нового автомобиля. Достаточно промывать двигатель хотя бы через одно, два ТО (если нет перепробега). В этом случае вы исключите скопление в двигателе большого количества отложений и шламов и таким образом избежите проблем в дальнейшей эксплуатации автомобиля.
И напоследок короткий совет. Чтобы в двигателе не скапливались смолистые отложения и шламы, заливайте в него только качественные, оригинальные масла. Желательно наивысших классификаций. Использование масел более низкого качества в любом моторе имеет отрицательные последствия, которые внешне могут и не проявляться.